Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или MAF): устройство, признаки неисправностей, проверка

Примечание: предоставленная в статье информация в первую очередь относится к автомобилям зарубежного автопрома.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или MAF, Mass Air flow Sensor) – один из ключевых компонентов электронной системы впрыска топлива в вашем авто. Он расположен между воздушным фильтром и впускным коллектором двигателя, смотрите схему. Датчик массового расхода воздуха измеряет количество воздуха, поступающего в двигатель или поток воздуха.

Датчик температуры воздуха на впуске или IAT уже встроен в датчик массового расхода воздуха в современных авто. Есть два типа датчиков расхода воздуха, для современных авто используется ДМРВ с «горячим проводом». Давайте разберемся, как это работает.

ДМРВ (MAF)

Устройство датчика расхода воздуха с «горячим проводом»

У датчика массового расхода воздуха есть небольшой провод, нагреваемый электричеством («горячий провод»). Датчик температуры, установленный близ горячего провода, измеряет температуру воздуха рядом с этим проводом. 

При работе двигателя на холостом ходу «горячий провод» обдувается малым потоком воздуха, поэтому для поддержания нагретости провода требуется  небольшое напряжение. При нажатии газа открывается дроссель, что дает больший поток воздуха на «горячий провод», и этот воздух охлаждает провод.

Чем больше воздуха идет на провод, тем больше нужно электрического тока для поддержания нагретой температуры провода. Электрический ток пропорционален количеству потока воздуха. Маленький электронный чип, установленный внутри ДРВ, транслирует электрический ток в цифровой сигнал, и передает его в компьютер двигателя (модуль управления трансмиссией или PCM). С помощью этого сигнала, сообщающего о расходе воздуха, PCM рассчитывает, сколько необходимо топлива на впрыск. Идея заключается в поддержании оптимального соотношения воздух/топливо.

Датчик массового расхода воздуха в автомобиле Toyota
ДМРВ в автомобиле Volkswagen

Кроме того, PCM использует показатели воздушного потока для определения точек переключения автоматической коробки передач. При неисправной работе датчика расхода воздуха автоматическая коробка начинает по-другому переключать передачи.

Проблемы с датчиком массового расхода воздуха

Проблемы с ДМРВ общие для многих авто, включая BMW, GM, Volkswagen, Mazda, Toyota, Nissan и другие марки. Чувствительный элемент может быть загрязнен или поврежден.
Например, в некоторых двигателях Mazda Skyactiv неисправный ДМРВ может привести к тому, что двигатель будет проворачиваться, но не запускаться.

Неверно установленный или развалившийся воздушный фильтр может привести к ускоренному выходу из строя ДМРВ. Чрезмерная пропитка моющегося воздушного фильтра также может привести к проблемам с ДМРВ.

Признаки ухудшения ДМРВ

Загрязненный или неисправный ДМРВ не может правильно измерять количество пропускаемого воздуха. Это приводит к тому, что компьютер двигателя неправильно рассчитывает необходимое количество топлива для впрыска. Как результат, неисправный ДМРВ приводит к разным проблемам в ездовых качествах, таким как отказ запуска, заглохание, нехватка мощности и слабый разгон. В том числе, поврежденный ДМРВ может привести к загоранию кнопок «Check Engine» или «Service Engine Soon» — «Требуется техосмотр двигателя».

ДМРВ (датчик массового расхода воздуха)

Проблемный датчик воздушного потока может также привести к изменению модели переключения передач автоматической коробки.

В случае, когда сигнал ДРВ отклоняется от нормального диапазона, PCM регистрирует ошибку и сохраняет соответствующий код неисправности, вследствие чего на панели приборов загорается кнопка «Check Engine». Этот код неисправности можно получить с помощью диагностического прибора. К ДМРВ обычно относятся следующие коды неисправностей: 

P0100 – Неисправность в цепи ДМРВ
P0101 – Диапазон/характеристики ДМРВ
P0102 – Низкий уровень сигнала ДМРВ
P0103 — «Высокий уровень сигнала ДМРВ» 
P0104 — «Прерывистый сигнал ДМРВ»
Коды ошибок P0171 Слишком бедная смесь (Bank 1) и P0174 Слишком бедная смесь (Bank 2) тоже часто вызваны испорченным или загрязненным ДМРВ.

Как проверить работу ДМРВ

Единственный способ проверить состояние ДМРВ в современных авто – это воспользоваться диагностическим прибором. Механики измеряют показатели ДМРВ на различных скоростях оборотов. Затем они проводят сравнение показателей со спецификациями или с показателями полностью исправного ДМРВ.

Показатели ДМРВ (MAF) на различных скоростях 4-цилиндрового двигателя 2.4 Л

Обычно показатели ДМРВ замеряют на холостом ходу, при 1,000 об/мин, 2,000 об/мин и 3,000 об/мин. Загрязненный или испорченный ДРВ в большинстве случаев будет показывать более низкие показатели расхода воздуха по сравнению с нормально работающим ДРВ. В более редких случаях испорченный датчик может демонстрировать более высокие показатели. Конечно, показатели будут разниться в зависимости от типа двигателя. Расход воздуха зависит от объема двигателя, поэтому с такими двигателями, как V6 или V8 показатели будут выше.

Низкие показатели расхода воздуха не означают, что с датчиком что-то не так. Как загрязненный фильтр, так и подключенный каталитический нейтрализатор могут стать причиной более низких показателей воздушного потока. Утечки вакуума тоже могут повлиять на показатели ДМРВ. Для предотвращения этого механики пользуются широко применяемым датчиком для сравнения показаний. См. также: Утечки вакуума: основные источники, признаки, ремонт.

Есть ли вообще возможность проверки показаний ДМРВ в домашних условиях? Несомненно, да. Например, в данном случае мы воспользовались приложением для крутящего момента, с помощью которого мы измерили показатели ДМРВ на разных оборотах двигателя. И они показывают, что ДРВ в хорошем состоянии.

Для того, чтобы пользоваться какими-либо телефонными приложениями, подключаемыми к Вашему автомобилю, Вам понадобится адаптер Bluetooth, который подключается к разъему OBD. 

Иногда плохое электрическое соединение разъема ДРВ также может привести к выходу показаний воздушного потока за пределы допустимого диапазона. Чтобы это предотвратить, необходимо тщательно осмотреть клеммы разъема датчика воздушного потока и саму проводку.

Часто при неправильной установке воздушного фильтра или если оставить его корпус не полностью закрытым, то внутрь ДМРВ  может просочиться грязь (см: как на этом фото) и вызвать проблемы. Иногда грязь может проникнуть при самой замене ДМРВ, но в этом случае проблему будет несложно устранить. Нужно прочистить ДМРВ и переустановить воздушный фильтр правильным образом или и вовсе заменить его.

Замена датчика расхода воздуха

Если ДРВ стал плохо работать, то его пора заменить. И в этом нет ничего сложного. Это может обойтись от $89 до $380. Если датчик загрязнен, то механик может предложить вам его прочистку в качестве временного решения (чистка ДРВ – довольно сложная работа); и иногда это помогает. При замене ДМРВ проверьте, что воздушный фильтр установлен правильно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *