Веб-сервисы для моделирования монолога

16.02.2019 14:41

Образовательное пространство

Подготовка учащихся к решению коммуникативных задач в условиях глобализации невозможна без обучения монологической речи. Современному человеку очень важно уметь правильно строить свое устное высказывание и убедительно защищать собственную позицию.

В педагогике проблему развития логического построения выражения эффективно решает традиционное средство организации образовательного процесса — использование логических опор, ментальных карт, схем. Однако обучение монологической речи станет более эффективным, если будет проходить с использованием информационных технологий.

В своей работе я совмещаю логические опоры, ментальные карты с использованием веб-сервисов как средств цифровой образовательной технологии.

Учащиеся самостоятельно работают с веб-сервисами, создавая опоры, ментальные карты или схемы при подготовке к моделированию монолога.

В традиционной методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути развития такого умения, как говорение, — обучение на основе текста и пошаговое обучение. У каждого пути есть три этапа развития говорения. На каждом этапе я предлагаю использовать веб-сервисы для организации самостоятельной деятельности учащихся при подготовке к монологу.

На этапе осмысления новой информации при обучении монологической речи по монологам-образцам формируются навыки говорения на уровне фразы. Используется веб-сервис lucidchart.com. Учащиеся самостоятельно составляют блок-схемы языковых клише и, используя их в дальнейшем, демонстрируют умения монологической речи на уровне безошибочных фраз. Так, при изучении в 8 классе коммуникативной ситуации «Новый год — новые надежды» предлагаю учащимся составить блок-схему «10 дел на Новый год». Работая с текстом, каждый учащийся, исходя из своего уровня знаний и умений, выбирает словосочетания, предоставляет их в виде блок-схемы на lucidchart.com и, используя в дальнейшем избранные словосочетания, демонстрирует умения монологической речи на уровне безошибочных фраз.

На повышенном уровне обучения детям предлагается обменяться блок-схемами и составить предложения из словосочетаний блок-схемы партнера. Подготовленные карточки учащихся с блок-схемами, наполненными лексическом материалом учебных занятий, можно распечатать и использовать на этапе повторения и закрепления изученного материала.

Целью второго сверхфразового этапа совершенствования навыков монологической речи является построение логического и последовательного монолога. Для реализации этой цели используются веб-сервисы coogle.it, cacoo.com, smartdraw.com и традиционная организация образовательного процесса через построение ментальных карт. Такой принцип работы позволяет учащимся овладеть познавательными универсальными учебными действиями (анализом, сравнением, синтезом, обобщением, классификацией, определением причинно-следственных связей) через использование цифровой образовательной технологии. Так, при изучении в 8 классе коммуникативной ситуации «Обычаи и традиции Беларуси и стран второго изучаемого языка» предлагаю учащимся составить зрительную опору «Рассказ о Великобританию» с использованием различных веб-сервисов.

Каждый учащийся выбирает тот веб-сервис, с которым ему легче работать при подготовке к устному высказыванию. Реализовывается личностно-ориентированный подход через принцип выбора. Выбор при подготовке к говорению между различными интернет-ресурсами мотивирует школьников к самостоятельной организации речевой-мыслительной деятельности через цифровую образовательную технологию.

Все составленные при помощи веб-сервисов опоры можно просматривать в полноэкранном режиме как презентацию. Можно поделиться своей работой с одноклассниками через ссылку или вставку схемы на интернет-страницу, сделать скриншот опоры и использовать в дальнейшем при подготовке к проекту по теме монолога.

Работая на втором этапе обучения монологической речи, я применяю такие задания, как «Создайте веб-опоры для рассказа о особенностях жизни в Великобритании», «Проанализируйте особенности географического положения Великобритании и Беларуси, используя веб-опору», «Сравните новогодние традиции Великобритании и Беларуси с помощью веб-опоры «.

Целью третьего этапа обучения монологической речи является развернутое монологическое высказывание. Используя созданные веб-опоры, учащиеся безошибочно, логично и последовательно излагают содержание текста, который имеет высокую степень информативности, что предопределяет ценность речевых высказываний. В дальнейшем отработанные на уроке языковые конструкции используются при самостоятельном моделировании собственных высказываний.

В своей работе на заключительном этапе обучения монологической речи на основе текста я предлагаю такие задания, как «Составь рассказ про веб-опоры одноклассника», «перескажите текст, используя веб-опору, в драматическом жанре».

Второй путь развития умений монологической речи — пошаговое обучение. Он предусматривает следующие этапы:

  • сжатые высказывания каждого учащегося по обсуждаемой теме на основе ранее изученной информации на родном и иностранном языке;
  • этап конкретизации, уточнения и дополнения материала, что способствует увеличению объема высказывания каждого учащегося;
  • этап самостоятельного развернутого высказывания (в речь включаются элементы оценки, аргументации, характеризуются причинно-следственные отношения).

Цель первого этапа пошагового обучения — осознание учащимися коммуникативной задачи, побуждение к прогнозированию темы обсуждения. Для реализации этой цели используются веб-сервисы tagul.com, wordle.net, wordittout.com, imagechef.com, при помощи которых создаются облака слов.

При работе с сервисом «Облако слов» применяются такие коммуникативные задания, как «Выскажите свое отношение к пословице, которая здесь зашифрована», «Найдите лишние слова и объясните свой выбор», «Расскажите о своей школьной жизни, используя облако слов», «Расшифруйте высказывание и скажите, о чем пойдет речь на уроке».

Целью второго этапа пошагового обучения является увеличение лексического материала, который продуктивно усваивается, конкретизация, дополнение и структурирование монолога. Учащиеся дорабатывают свои веб-опоры, созданные в сервисах coogle.it, cacoo.com, smartdraw.com, добавляя новую лексическую информацию.

Реализация третьего этапа пошагового обучения, направленная на развитие умений монологической речи, происходит через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся и веб-сервис wikiwall.ru. Используя виртуальную интерактивную доску, учащиеся совместно создают проект. На странице можно размещать текстовые фрагменты, изображения, видео. Каждый подбирает материал по своей проблеме, продумывает средства визуализации и содержание устного выступления. В веб-сервисе wikiwall.ru НЕТ архива созданных публикаций, поэтому нужно сохранять ссылки в блоге или на страницах социальных сетей. Роль учителя на этом этапе — быть модератором проекта. Так, при обобщении изученного материала в 8 классе по теме коммуникативной ситуации «Обычаи и традиции Беларуси и стран второго изучаемого языка» предлагаю учащимся создать для монологического выступления проекты «Что мы знаем о Великобританию?» и «Что мы знаем о Беларуси?» с использованием веб-сервиса wikiwall.ru.

Класс делится на группы. Учащимся предлагаются такие задания, как «Расскажите о памятных датах и традициях», «Опишите народный праздник», «порекомендуйте посетить культурное мероприятие».
На этапе проверки домашнего задания учащиеся защищают свой проект с помощью интерактивной доски, которая работает в режиме онлайн.

Если возникают трудности с понятием интерфейса программы, то необходимо помнить, что на платформе YouTube есть много видеоуроков, которые учат работе с веб-сервисами. Учащиеся самостоятельно знакомятся с видеоинструкциями и в дальнейшем успешно создают проекты для развития умений монологической речи.

Оксана Лой,
учительница английского языка гимназии № 15 в г.Минск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *